Исландский народный календарь и календари других германских народов

Пост обновлен 8 нояб. 2020 г.



В Исландии сейчас официально такой же (григорианский) календарь как и у нас. Но бок о бок с ним сосуществует народный исландский календарь, который ведет свое происхождение с викингских времен. Вероятно, он схож с другими древнегерманскими календарями, такими как англосаксонский или франкский, которые для нас сейчас утеряны (от них остались только краткие упоминания). Профессор Дж. Р.Р. Толкин, например, пишет:«… Настоящий северо-германский год состоял из лета / зимы. Лето, более менее, начиналось в середине того [месяца], который мы называем апрелем, и заканчивалось в середине того [месяца], который мы называем октябрем. Так до сих пор в Исландии.[XX в.] [Еще] существовало древнегерманское (индоевропейское) слово «весна» (дск. vár [исл. vor]). Древнеанглийское hærfest [исл. haust] было [временем] уборки урожая, скорей агрикультурный период, чем время года, и являлось частью лета.» (Finn and Hengest: c. 118)Исландец Йоун Гвюдмундс-сон Ученый свидетельствует в своих сочинениях:«Сей сбор сил произошел в Эгюр 10 октября, который был последним вторником лета [1615 г.]… все сидели там до вечера пятницы, который был первым зимой 13 октября… после сей резни, которая произошла той первой субботой зимы» [«Правдивый отчет о кораблекрушении испанцев и их убийстве» 1615-1616 гг.] и «Весной (vor) в месяце июне уходит большая часть китового рода, самыми большими стаями…» [«О различных явлениях природы в Исландии» (1647 г..)]Так календарное начало зимы, вероятно, было связано с концом мореходного сезона, а календарное начало лета – с его (мореходного сезона) открытием. В древненорвежском наставлении «Зерцало конунгов» мы находим следующее: «Отец: … Что касается времени, о котором ты спрашивал, мне кажется правильней всего будет сказать, что едва ли можно отваживаться пересекать моря позже, чем начало октября. Ибо в сию пору море становится весьма беспокойным, и бури всегда становятся яростней, когда осень проходит и зима приближается. И 16 октября, по нашему исчислению, восточный ветер начинает печалиться…» [гл. XXII, пер. Л. М. Ларсон: 158] и «Отец: Люди могут отважиться выходить почти на любое море, за исключением самого большого прямо в начале апреля. Ибо 16 марта, по нашему исчислению, дни удлиняются, солнце поднимается выше, и ночи укорачиваются…» [гл. XXIII: 161]«В древнеисландском календаре каждый месяц состоял из 30 дней и начинался в определенный день недели. Происходящее от этого искажение частично исправляли тем, что прибавляли к году четыре дня, которые назывались Auka-nætur «Добавочные ночи». Хотя и этого было не достаточно, разница собиралась в целую неделю, которую вставляли в каждый пятый, шестой и седьмой год. Эта неделя называлась Sumar-auki «Летний прирост» и шла вслед за Auka-nætur между Sól-mánuður и Hey-annir (см. ниже). Þorri начинается в конце 13 недели зимы и этот день считается серединой зимы (19-26 января).»

В «Младшей Эдде» Снорри Стурлу-сон упоминает более древние варианты исландских названий месяцев:«С равноденствия - это осень, покуда солнце не заходит в девятый час. Затем - зима до равноденствия. Затем - весна до дней смены жилья (far-dagar). Затем – лето до равноденствия. Haust-mánuðr «месяц сбора урожая» - название последнего месяца перед зимой, Gor-mánuðr «месяц забоя скота» - название первого месяца зимы, затем [идет] Frer-mánuðr «месяц мороза», затем - Hrút-mánuðr «бараний месяц», затем - Þorri, затем - Gói, затем - Ein-mánuðr «единый месяц», затем - Gauk-mánuðr «кукушачий месяц» или Sáð-tíð «время посева», затем - Egg-tíð «пора яиц» или Stekk-tíð «пора ягнят», затем - Sól-mánuðr «солнечный месяц» или Sel-mánuðr «месяц обитания в пастушьих хижинах», затем [идет] Hey-annir «сенокос», затем - Korn-skurðar-mánuðr «месяц жатвы пшеницы (зерен)».» [«О поэтической речи» пер. А. Фоулкс; П. Ду Чайллу.]О мифическом происхождении имен Торри и Гои (из исландского народного календаря) повествуется в «Саге об оркнейцах» (гл. 1-2):«Жил конунг по имени Форнйот. Он правил Финляндией и Квен-ландом. У него было три сына… третий [его сын] Кари, был отцом Фрости, который, в свою очередь, был отцом Снэра Старого, отца Торри. У [Тори] было двое сыновей, Нор и Гор, и дочь по имени Гои.Поскольку Торри отличался любовью к культам, он устраивал жертвенные празднества каждый год в середине зимы. Люди называли это Жертвоприношением Торри и отсюда сей месяц получил свое название. Однажды зимой, во время Жертвоприношения Торри, исчезла Гои, и хотя ее усиленно искали, но не смогли найти. По истечению месяца Торри приготовился к еще одному празднеству с тем, чтоб выяснить, что с ней [т.е. с Гои] произошло. Это [празднество] стало известно как Жертвоприношение Гои. Однако несмотря на все их старания, они ничего не узнали.Через три года Нор и Гор торжественно поклялись отправиться на поиски Гои.… Нор направился в Упланд в область, которую сейчас называют Хейдемарк [в Норвегии]. Тогда ей правил конунг Хрольв из Бьярга, сын великана Свади из Горы Доври на севере. Хрольв и был тем, кто похитил Гои дочь Тори… ». [пер. Херманн Паульс-сон и П. Эдвардс](Ср. «Собрание сведений и фактов для лучшего понимания Эдды» (1641 г.) Йоуна Гвюдмундс-сона Ученого: «… Норвегия, от имени Нор, который был братом Гора, а их сестрой была Гоа, в честь кого мы назвали «Месяц Гои» (Gou manuðr)».)В исландской автобиографической «Саге о страданиях мученика», которую записал пастор Йоун Магнус-сон в 1658 году, время исчисляется от jól «йоля/Рождества» до «месяца Торри» (Þorra-mánuður), т.е. проще говоря, от зимнего солнцеворота до середины зимы и от летней «мессы Иоанна Крестителя» (Jóns-messa) до осени (haust), т.е. от летнего солнцеворота до осеннего равноденствия. А там опять до «йоля». Но поскольку автор «Саги о страданиях мученника» исландский пастор и речь там идет о судах над чародеями, то, разумеется, основной отчет времени там – это церковные праздники и судебные тинги (весенний, осенний и всеобщий летний «аль-тинг»).В других судебных бумагах времени пастора Йоуна Магнус-сона, в качестве временных сроков, упоминаются также «дни смены жилья» (far-dagar: конец мая - начало июня) и «месяц Гои» (góa). [См. изд. MVS: 79, 114-115, 102, 252, 282, 294.]Кстати, с древних времен, исландцы считают, что «дни смены жилья» (far-dagar) у исландских эльфов (Сокрытого народа) происходят зимой под Рождество и Новый год.


В фарерском языке sól обозначает не только собственно «солнце», но и «луну» (= nátt-sól, буквально, «ночное солнце»), а также «период от одного новолуния (молодого месяца) до другого, лунный месяц».

millum-parta-sól «обозначение луны, которую через определенные промежутки времени вставляют между лунными месяцами

jóla-sól [декабрь-январь] и torra-sól [январь-февраль] для того, чтоб исправить разницу между солнечным и лунным годами»

várs-dagur fyrsti «первый день весны» (22 февраля)

summar-máli «начало лета, время, которое считают началом летнего сезона » (14 апреля)

heyst-dagur fyrsti «первый день осени» (24 августа)

vetur-nætur «дата, с которой считают начало зимы» (14 октября)



P.S. Германский календарный месяц, современное английское month, исландское mánuðr, древнеанглийское monað, франкское manot, произошел (как и в русском) от месяца луны, с. а. moon, исл. máni, д.а mona, т.е. древние германцы считали время ночами по фазам луны (месяца).



Рисунок: автор Леонид Кораблев "Эльфийский календарь"

Просмотров: 73Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все